PDA

Просмотр полной версии : Адаптация и социализация щенков «с пеленок».


оля 72
27.02.2010, 11:14
Адаптация и социализация щенков «с пеленок».

Под понятием адаптация мы понимаем приучение животного (щенка) к незнакомым внешним раздражителям (люди, машины и т.п.), под понятием социализация – приучение к обществу существ того вида, к которому относится объект социализации – то есть, для собаки, это приучение к сосуществованию с соплеменниками. Адаптация и социализация щенка начинается еще в то время, когда он находится «под сукой», то есть выкармливается матерью. Именно поэтому, говоря об адаптации и социализации, о том, как это «решается» практически в жизни; мы начинаем с того, что говорим о выборе щенка.
Выбор щенка начинается с того момента, когда вы приехали его выбирать из группы братьев и сестер. Этот момент имеет очень важное значение, так как все щенки, даже в одном помете (выводке), разные. Здесь мы не будем рассматривать вопросы экстерьера (внешнего вида собаки), а поговорим о том, что можно увидеть и узнать, наблюдая за маленьким щенком и беседуя с его заводчиком - «второй мамой». Если вы настроены серьезно заниматься щенком (а иначе бы вы не держали в руках этот журнал), вы должны проинформировать об этом заводчика. Тогда он, наверняка, с учетом вашего семейного положения, вашего темперамента и образа жизни, поможет подобрать того щенка, который подойдет именно вам. Заводчик наблюдает за щенком с момента его появления на свет, знает, кто любит вылезать из загончика и исследовать окрестности, кто больше внимания уделяет играм и борется со своими братьями и сестрами, кто любит покушать и поспать, кто более контактный и общительный с людьми, кто более «замкнутый» в себе…
Наблюдая за щенками, их поведением, вы должны отметить, как щенки вас встретили. Если они все убежали прятаться, избегают вас - не стоит дальше оставаться у этого заводчика: такое поведение щенков говорит о том, что или у щенков патологически слабая нервная система, или о том, что щенки весь подсосный период, были фактически изолированы, жили рядом со сковородкой с остатками каши, пока люди были на работе, то есть щенки практически не познавали окружающий мир. Такие щенки впоследствии, как правило, вырастают в трусливо-злобных собак, истериков, которые любой раздражитель внешней среды воспринимают, как враждебный. Вы будете обречены жить со «швыряющейся из-под ног» собакой, которая будет яростно «защищать» вас (или себя?) от всех, но никогда не отойдет от вас на пару шагов, так как ей страшно.

Щенки «под сукой» должны быть приучены и к громкому радио, и к появлению и разговорам людей… Если же несколько щенков или все с интересом подбегают с вами «знакомится», значит, есть из кого выбирать!

Затем понаблюдайте за щенками, обращая внимание на их характер: контактное животное наверняка останется таким на всю жизнь оно будет хотеть общаться с вами, играть, учиться; щенок «бирюк» - замкнутый немного, но совершенно нормальный, «не трус», не будет робким, скорее всего это будет сильное характером, уверенное в себе животное, впоследствии «вожак»(!), с которым будет непросто, его придется «держать в рамках», «зарабатывать» его дружбу и доверие, но из него вырастет, при грамотном обращении (надо считаться с ним), надежный и бесстрашный защитник и телохранитель. На такую собаку нельзя «давить», воспитание таких животных и дрессировка довольно сложное дело, желательно, чтобы этим занимался опытный и выдержанный человек; щенок, который все время конфликтует и устраивает поединки с другими щенками, мало обращая на вас внимание – скорее всего, будет заниматься этим большую часть своей жизни. Для него важны не вы - человек, а соплеменники – другие собаки. Если у вас в семье маленькие дети или вы сами – человек мягкий и не очень активный, или пожилой - берите щенка «под себя», то есть спокойное, мягкое и контактное животное. Вам «забияка» не нужен…
Выбор закончен. Теперь щенок живет в вашем доме. Вам надо дать ему один - два дня на то, чтобы он привык к вам, стал узнавать вас, радостно подбегал бы. Не навязывайтесь ему «в друзья», не «лезьте» к нему, «впихивая» ему в пасть игрушки и лакомство, наберитесь терпения.
Спокойно, сдержанно и доброжелательно общайтесь с ним. Общаясь со щенком – вы воспитываете его.
Адаптация. Как только щенок привык к вам, успокоился после разлуки с мамой и братьями-сестрами, вам надо начинать выносить щенка на улицу. Мы все знаем, что до прививок и карантина гулять со щенком нельзя, но понимаем, что нам важен именно этот период (до 2-х месяцев и больше) для приучения щенка к незнакомым доселе раздражителям. Поэтому мы не будем спускать щенка на землю и, тем более, никому не дадим его трогать, посадим щенка в рюкзак и повесим впереди себя (на живот . Мы должны выйти на улицу и начать прогуливаться сначала около своего дома, в нешумном месте. Если щенок нормально к этому относится – высовывает мордочку и вертит ей в направлении звуков и объектов – очень хорошо. Если же он прячется при появлении человека, при звуке двигателя проезжающей машины, значит, вы немного поторопились, и гулять следует пока в более безлюдном месте и в то время, когда во дворе не так оживленно. Звуки, к которым мы приучаем собаку, должны быть обычными: шум машин, разговор людей, радостные детские крики, лай собак, крик ворон, звук метлы дворника и т.п. Сильные звуковые раздражители: салют и пр. во время этого периода не должны звучать (выбирайте время и место прогулок с учетом этих требований). Если у вас есть хороший результат, можно усложнить задачу: выходите к улицам, сначала к тихим, потом на более шумные, гуляйте со щенком в рюкзаке вдоль дороги, мимо магазина и т.п.
Во время того, как щенок реагирует на звуки и зрительные раздражители, вы должны вести себя нейтрально, можно иногда поговорить со щенком, «настроить его на себя», не надо «сюсюкаться» и тем более, поощрять его рычание, если оно появилось. Эти упражнения мы делаем в возрасте 1,5-х – 3-х месяцев.
Вот уже сделаны все прививки, пройден карантин, и вы собираетесь первый раз выйти гулять без рюкзака. Вашему щенку 3 месяца. Для начала следует продумать время этого выхода: лучше всего утречком, пораньше, пока никто никуда не торопится, не бежит, вывести щенка во двор, поставить его в какое-либо тихое место, например, у своего крыльца, и дать ему освоиться. Позже можно начинать с ним двигаться. К этому времени щенок должен быть приучен и к ошейнику (к шлейке) и к поводку. Иногда останавливайтесь и общайтесь со щенком, иногда идите спокойно. Помните – все упражнения надо делать только на поводке, ваша собака должна быть под контролем! Постепенно вы будете увеличивать время прогулки и усложнять маршрут. Все щенки ведут себя по-разному, оказавшись первый раз на улице. Это зависит, в основном от их индивидуальных особенностей. Есть щенки, которые с интересом обнюхивают незнакомые предметы, тянутся к людям. Не надо считать это признаком того, что у вас собака излишне добрая и не будет вас охранять и защищать впоследствии. В этом нежном возрасте, у щенков главная реакция – ориентировочная, и любопытство, а также некоторая робость вполне уместны. Контактный, подвижный щенок, тянущийся к незнакомым людям, скорее всего, вырастет бесстрашным, уверенным в себе животным, с которым можно заниматься спортивной дрессировкой и защитными курсами довольно успешно.
Если такой щенок на улице хочет подойти и поприветствовать человека, надо спокойно подойти и дать ему это сделать (предварительно попросив человека нейтрально, не реагируя на щенка, постоять немного). Щенок поскачет, проявит излишнюю, но для него вполне нормальную доброжелательность, «скажет»: «я тебя люблю!» - это естественно.
Вы должны понимать, что щенок живет у вас совсем недавно, и все те люди, которые его окружали – его друзья; сейчас же он пока не в состоянии разбираться – кто свой, кто чужой, вы все для него - просто «ноги, за которыми надо бежать».
Вы подошли к человеку, собака «поскакала» вокруг, человек не трогает щенка, не обращает на него внимания (напоминаю – попросите его об этом), тогда со щенком можно двигаться дальше…
Если щенок «бухтит» на незнакомых людей, не доверяя им, следует, не спеша, если щенок проявит желание, подойти к объекту. Если щенок совсем не хочет двигаться вперед, к человеку – остановитесь и посадите щенка, дайте ему осмотреться, «подумать» и успокоиться. После чего надо попробовать подойти к объекту настороженности (также предварительно попросив человека постоять спокойно немного) и начать двигаться вдоль и вокруг него, до тех пор, пока щенок не успокоится и не перестанет «пугать» объект и «возмущаться» присутствием человека…
Если же, после остановки и посадки щенка, малыш все же не хочет подойти близко к человеку, не тащите его насильно – достаточно, если щенок посидит даже в 3-х, 5-ти метрах от него. Учтите, что во время того, когда вы проводите адаптацию щенка, вы должны строго следить за физическими нагрузками. Для маленького щенка пройти 1-2 километра уже большое дело. Если вы переусердствуете, у него просто начнут болеть ноги… Если ваш щенок проявляет признаки стресса (мелко дрожит, зевает и т.п.), надо вернуться на ступень назад, ни в коем случае не усложнять упражнения, наоборот - вернуться к более простым, к тем, которые получались хорошо.

оля 72
27.02.2010, 22:42
Щенку уже 4-5 месяцев. После всех этих упражнений и их повторений вы должны усложнять задачу: вам следует подходить к магазинам, к местам, где (мимо вас) двигается «толпа» людей. Во время этих упражнений наберитесь терпения, вам надо «получить» от щенка нормальную реакцию (нейтральную), он должен спокойно пропускать мимо себя людей, не проявлять агрессию и не лезть ко всем под ноги, не приставать к людям), и на это надо время. Если вы наблюдаете у малыша мелкую боязнь чего-либо и кого-либо, не стоит дергать и «волочить» щенка за собой. Во время таких проявлений не забывайте, что вы можете остановиться, посадить щенка и попросту дать ему немного времени, также можно «переключать» щенка на себя – поговорить с ним, присесть на его уровень, слившись с ним воедино, стать ему опорой. Если щенок успокоился, попробуйте дать ему лакомство. Это проверка. Если стресса нет – он съест еду. Щенок вас слышит, с ним можно общаться. Если щенок не берет лакомство – у него все еще стресс. Мы можем «идти дальше», только если мы получили хороший результат. Если щенок активный, можно усложнять упражнения, не переусердствовав в физической нагрузке. Если щенок боязливый – заниматься следует чаще и дольше по времени, остаться на улице надолго, пока щенок не устанет и не успокоится. Новое усложнение – проход через «толпу» (подобное упражнение вы со своей собакой будете демонстрировать на обязательном для восточноевропейских овчарок тестировании поведения). Вам надо найти место, где одновременно двигаются по своим делам 8-10 человек. Можно искусственно создать такую «толпу». На коротком поводке, в рабочем темпе, вам надо пройти со щенком сквозь толпу, не «виляя», щенок должен спокойно идти, пропускать людей мимо себя, не совершая попыток напасть на них, облаять или прыгнуть.

От 5 до 6 мес. Выход и вход домой – иногда это проблема, так как щенок считает порой, что дом и подъезд - это его собственность, он там живет. Если щенок, проявляет какие то признаки неуверенности или облаивает (рычит) на ходящих в подъезде людей, следует повторять упражнение «вход и выход» до тех пор, пока щенок не станет ходить спокойней и лучше, чем в первый раз. Часто бывает, что владельцы так «запускают» этот процесс, что собака буквально «вылетает» из дверей, «сломя ноги». Это очень опасно, так как она может попасть под машину, броситься на человека, испугать ребенка… Поэтому подросшую активную собаку следует приучать к наморднику и выход и вход в дом делать в наморднике (лучше всего намордник-корзинка из кожи).
Поводок у вас должен быть достаточно длинный, чтобы подросший щенок мог продвинуться и пробежаться. Некоторые щенки боятся выходить из квартиры - это говорит о слабой психике. В таком случае щенка надо сажать близко к себе, пока вы собираетесь, не давая ему возможности сбежать и спрятаться (найти безопасную зону в стороне от вас), закрывать все двери, и спокойно выводить щенка на улицу. Щенок начнет ориентироваться и полагаться на вас в начале таких тренировок.
Дальнейшая работа зависит от наличия у вас времени и желания, так как нам еще нужно приучать щенка к транспорту (самому разному), помещениям, подземным переходам и пр. Плохая адаптация в этом случае обычно «лечится» широкой географией прогулок. Для всех этих упражнений есть строгое правило – щенок должен вам доверять, у вас с ним должен быть отличный контакт, должно быть доверие! Щенок не будет вам доверять, если вы будете без повода на него «рычать», ругать его за пустяки и наказывать, если он по команде сразу не пришел к вам. Если он от вас убегает иногда – это ваша проблема, значит, где-то вы совершили ошибку, потеряли его доверие. Щенок в этом не виноват, поэтому не пытайтесь вымещать на нем раздражение от вашей неудачи в дрессировке и воспитании! Оставайтесь для щенка разумным, спокойным и вызывающим доверие человеком.
Дрессируйте щенка только с помощью грамотного инструктора дрессировщика…

Социализация. До сих пор ваш щенок общался лишь с себе подобными – собаками его породы (мамой, братьями и сестрами).
Любая собака другой породы, большего или меньшего роста, будет, возможно его пугать, удивлять и т.п. Здесь подходят все те упражнения, которые мы с вами делали, приучая щенка к незнакомым раздражителям. Но вы должны делать их аккуратно, не давайте общаться своему малышу с «подозрительными» собаками и не подводите щенка близко к незнакомым или явно «нехорошим» соплеменникам или неадекватным людям. Они вам не друзья! Предостерегаем вас от контактов с собаками бойцовых пород – не все они лояльны к щенкам, так как в этих породах собак генетически заложено отсутствие строгого для всех пород собак табу – не нападать на щенков и сук. Именно поэтому они вовсе не безопасны.
Наверняка у вас в районе или дворе живет одна - две спокойные собаки, которые не обижают малышей (надо поинтересоваться у хозяев, как их собаки реагируют на щенков). Если щенок отказывается подойти к такой доброй собаке, чтобы «посмотреть» на нее вблизи, не «пихайте» его насильно. Посадите щенка в сторонке, пусть он привыкнет к ее виду. Щенок должен видеть и маленьких собак, и больших, и лохматых, и короткошерстных - самых разных.
Вы должны наблюдать за щенком. Лучше всего найти для вашего малыша приятеля его возраста, любой породы, для совместных прогулок и игр. В играх, возможно, его поваляют, но, если между щенками небольшая разница, они будут, в целом, играть достаточно ровно, без грубости. Вашему щенку нежелательно дружить с чересчур подросшим щенком тяжелой породы, который в игре будет делать больно или пугать вашего щенка. Можно «подружиться» с взрослой собачкой маленькой породы, если у нее хороший характер. Лояльные собачки маленьких пород, даже будучи уже взрослыми, иногда с удовольствием играют со щенками, так они его «нагуливают».
Очень хорошо, для компании собираться владельцам двух-трех щенков одного возраста, чтобы вместе играть и гулять, благодаря таким прогулкам ваш малыш будет чувствовать себя уверенней, ему будет весело и интересно. Если ваша собака при появлении другой собаки ложится и поднимает лапы вверх – это нормально, не надо ее дергать и заставлять немедленно вставать, она все делает совершенно верно.
Бывает, что вы неверно понимаете, что происходит с двумя собаками, не зная об особенностях стайного поведения, и иерархической лестнице. Например, случается, взрослая сука, с которой вы гуляете вместе, буквально не дает покоя вашему щенку – она валит его на землю, трепет, наскакивает на него, рычит. Вам это не нравится… На самом деле – вам «оказана честь», ваш кобель-щенок выбран старшей в стае сукой на роль «вожака-лидера» и уже к ней подготавливается…
Чтобы понять, почему так происходит, мы советуем почитать вам книги по этологии - науки о поведении животных, основателем которой является лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц... Существует много интересных материалов, например: «Аспекты поведения» Роя Робинсона, «Критические периоды в жизни щенка» К.Пфенфенбергера, «Поведение собак» Ёрана Бергмана, «Психология собаки» Леона Ф.Уитни. Особенно вам советуем, труды собственно самого Конрада Лоренца, книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку», а также книги В.Высоцкого (Украина) – специалиста по подготовки собак-телохранителей.
Мы настоятельно советуем вам прочитать книги о поведении собак, их позах и мимике, Без этих знаний вы никогда не сможете понять, что же хочет вам «сказать» ваша собака, вы не поймете, чем продиктованы ее поступки, и не сможете правильно корректировать ее поведение… Если работать с собакой «наобум», опираясь на свой предыдущий, забытый опыт или слова соседей, вы просто будете судить о собаке со «своей колокольни», делая неверные выводы, не сможете найти общий с ней язык… Очень часто при попытке стороннего человека общаться с чужой собакой-подростком, собака делает попытки кусаться, что хозяева истолковывают, как храбрость. Иногда – (очень редко) перед нами действительно уверенная в себе собака, которая просто не терпит посторонних, она недоверчива, но чаще всего – перед вами трусишка, который от страха пытается вас прогнать, у него прижаты уши к голове, взгляд полон страха.
Опытный человек, долго и внимательно наблюдающий за животными, видит это сразу, неопытный – нет. Поэтому учитесь понимать вашу собаку, наблюдайте за ней и любите ее!

оля 72
27.02.2010, 23:01
Критические периоды в развитии щенка.
Как вырастить собаку, здоровую физически и, что не менее важно, психически? Как сделать так, чтобы рабочие качества и экстерьерные данные, полученные щенком от родителей, наиболее удачно проявились у взрослой собаки? Оказывается, организм проходит в своем развитии несколько этапов и существуют особые чувствительные периоды его развития, когда различные воздействия воспринимаются им особенно остро и могут сказаться на животном, уже когда оно вырастет. Развиваясь в организме матери, эмбрионы в определенное время проходят “испытание на прочность”. Один и тот же фактор окружающей среды , совершенно безопасный на одной стадии развития, на другой стадии может стать губительным для зародыша даже в малых дозах. Такие периоды повышенной чувствительности организма к различным факторам окружающей среды щенок будет проходить и после рождения до полного взросления, но тогда это будут уже в основном влияния на характер и психику щенка. Их называют критическими периодами.
Для того, чтобы щенки родились крепкими и здоровыми, необходимо знать, когда именно эмбрионы проходят критические периоды в развитии. Но не менее важно знать сроки критических периодов развития щенков после рождения, так как в это время складывается будущее поведение и характер взрослой собаки.
Сроки критических периодов после рождения не абсолютны, но в общем применимы к большинству щенков и собак. Ранние критические периоды ( до 16-недельного возраста ) одинаковы для всех собак, независимо от возраста и породы. Сроки поздних критических периодов ( с 4 месяцев до полного взросления ) сильно зависят от размера и породы собаки.
Пренатальный период (период внутриутробного развития) и его критические периоды.
Развитие зародыша начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Половые клетки содержат одинарный набор хромосом (у собаки их 39). При слиянии ядер яйцеклетки и сперматозоида получается полный хромосомный набор - зигота, первая клетка нового организма, содержит 78 хромосом. Будущий щенок получает от отца и матери равное количество наследственной информации.
Через 24 часа одноклеточный зародыш - зигота - делится на две дочерние клетки, которые в свою очередь тоже приступают к делению. Формируется многоклеточный зародыш. На 7 - 8 день беременности он попадает в матку. Процесс прикрепления зародыша к стенке матки, называемый имплантацией, происходит на 16 - 18 день. С этого времени начинает развиваться плацента - орган, с помощью которого плод получает питательные вещества и кислород от матери и выделяет продукты своей жизнедеятельности. Образование плаценты завершается к 35 дню беременности.
Каждый день из краткого двухмесячного периода, в течение которого из единственной клетки должен сформироваться почти готовый к самостоятельной жизни организм, наполнен существенными событиями в жизни ( пока еще внутриутробной) щенка. Однако есть моменты, в которые происходят радикальные события в его созревании.
В первые две недели зародыш собаки еще заметно не отличается от зародышей рыб, земноводных, пресмыкающихся. На 18-й день зародыш длиной 4 мм приобретает форму тела, характерную для млекопитающих. На 21-й день он увеличивается до 7-10 мм, закладываются зачатки все основных структур: носа, глаз, челюстей, конечностей, молочных желез, появляются первичная аорта, почки и т. д. На 28-е сутки длина зародыша достигает 15-20 мм, на 33-и - 26 мм, внешне у зародыша уже все сформировано, только кожа еще не имеет шерсти. Далее плод быстро растет в длину, приобретая породные и индивидуальные отличия.
Первый критический период ( 1 - 7 дни после оплодотворения ).
Итак, впервые чувствительность зародыша к внешним воздействиям резко повышается, как только оплодотворенное яйцо вступает в стадию дробления, то есть практически сразу после вязки. Вредное влияние оказывает все, что может нарушить процесс деления клеток: рентгеновское излучение, некоторые лекарства (например антибиотики), и даже казалось бы такие невинные факторы, как жара или небольшой стресс. В этот период часть или даже все зародыши могут погибнуть, или их развитие может замедлиться. Поэтому в первую неделю после вязки сука нуждается в особенно бережном отношении.
Второй критический период ( 16 - 18 дни ).
Второй критический период развития зародышей наблюдается во время имплантации, что соответствует 16-18 дню беременности. Процесс имплантации ( прикрепления зародышей к стенке матки ) может нарушиться под влиянием самых разных факторов - лекарств, облучения, перегревания или переохлаждения щенной суки, грубых нарушений питания, неудовлетворенной жажды, патогенных микробов, ощущений боли и сильных эмоциональных стрессов. Таким образом, в первые 18 дней беременности следует строго соблюдать охранительный режим.

Третий критический период ( 1 6 - 35 дни ).

Третий критический период соответствует стадии плацентации, процесс которой может легко нарушаться под влиянием таких негативных факторов, как недостаток витаминов, нарушения гормонального фона беременной суки, нервные срывы. Плацентация у собаки завершается в начале второго месяца щенности. Если негативное воздействие произошло в начале плацентации, то она может не произойти и все эмбрионы погибнут, если же повреждающий фактор воздействует на последующих стадиях плацентации, то плацента формируется неполноценно, в результате чего щенки рождаются плохо развитыми. Значительная нагрузка на беременную собаку, например при дрессировке, в этот период недопустима, так как это может привести к нервному перенапряжению и, как следствие, к патологии беременности.
Устойчивость зародышей к вредоносным факторам повышается с возрастом. Следует подчеркнуть, что щенная сука нуждается в умеренных физических тренировках и некотором эмоциональном напряжении. Это позволяет зародышам именно на протяжении критических периодов приспосабливаться и изменчивым воздействиям внешней среды опосредованно, через материнский организм. При этом у будущих щенков формируются важнейшие механизмы приспособления к среде обитания.
Итак, особенно тщательно оберегайте свою беременную собаку в первую неделю после вязки, и с 16-18 по 35 день беременности. Не перегружайте ее эмоционально и физически, но обеспечьте необходимый тренинг, полноценное питание, будьте осторожны, применяя лекарственные препараты. Этим Вы обеспечите все условия для того, чтобы роды Вашей собаки прошли нормально и потомство было полноценным.

оля 72
27.02.2010, 23:02
Развитие после рождения. Ранние критические периоды.

Неонатальный период ( 0 - 12 дни ).
И вот щенок появился на свет. Период его жизни от рождения до 12дневного возраста называется неонатальным. Новорожденный еще совсем беспомощен - он не может сам поддерживать температуру своего тела. Он постоянно нуждается в присутствии матери, которая кормит его своим молоком и согревает своим теплом. Она должна массировать своим языком его животик, чтобы он мог освобождать свой кишечник. Он не видит и не слышит, у него недостаточно развито чувство обоняния, вкуса и осязания. Из всего многообразия внешнего мира для него важно только одно - различать запах матери. Он реагирует на холод и тепло, и в некоторой степени на боль. Он может неуклюже передви-гаться, ползая по кругу, и поворачивая в стороны тяжелую голову, пытаясь определить, где же находится его мама. Он может запищать, если не найдет ее слишком долго и она сразу же подбежит к нему, лизнет, давая ему знать , что она рядом.
Когда собака слышит писк щенка , она бросает все дела и спешит к нему. Инстинкт заставляет ее забывать обо всем ради своего потомства. Благодаря такому сильному инстинкту природа создает щенкам наилучшие условия, необходимые им в первые дни жизни: их собака-мать всегда начеку и почти не отходит от них. Постепенно ее инстинкт слабеет , и когда она становится меньше нужна детенышам, то покидает них на все более долгое время.
В течение неонатального периода окружающая среда воздействует на щенка , в основном через осязание. В это время щенок очень быстро растет, становится сильнее и крупнее, но поведение его практически не изменяется. Мозг его еще спит. Электроэнцефалограммы в неонатальном периоде у спящего и бодрствующего щенка одинаковы.

Переходный период ( 13 - 20 дни ).
Переходный период продолжается с 13 по 20 день жизни щенка. В это время в развитии щенка происходят важные физические изменения. В начале этого периода, примерно на 13 день жизни у него открываются глаза. Зрачки его уже реагируют на свет, но сетчатка глаза еще не развита, поэтому он не может видеть объекты и их движение примерно до 21-дневного возраста. Щенок начинает ползать назад так же хорошо, как и вперед, и несколькими днями позже он начнет ходить нетвердой походкой, покачиваясь из стороны в сторону и часто падая. Однажды встав на лапки и начав ходить, щенок практически перестает ползать. Первые зубы прорезаются примерно на 20 день,и он начинает кусаться и жевать. В это же время он начинает вилять хвостиком, хотя еще почти ничего не видит и не слышит. Он начинает реагировать вздрагиванием на резкие звуки примерно в возрасте 19,5 дней, но он еще не может определить, откуда исходит этот звук.
Таким образом, в этот критический период в организме щенка происходят быстрые физические изменения. Только за одну неделю из беспомощного существа, которое не может слышать, ходить, освобождать свой кишечник без посторонней помощи, поддерживать температуру своего тела, а может только сосать молоко у матери, он превращается в щенка, который умеет все это делать.
Познавательный период ( 21-28 дни ).
Познавательный период длится с 21 по 28 дни жизни. Это первая неделя, в течение которой щенок начинает использовать зрение и слух. Эти изменения его восприятия происходят очень резко, в течение 24 часов у большинства щенков, поэтому в это время ему нужна устойчивая, стабильная окружающая среда. Сейчас он наиболее нуждается в присутствии матери и знакомой обстановке.
Если в это время отнять щенков от матери или перенести их в новое место, это отразится на их дальнейшем физиологическом развитии.
В течение познавательного периода щенок начинает обучаться. Это такое время в жизни щенка, когда он начинает узнавать, что значит и как это быть собакой.
Период социализации среди собак ( 21 - 49 дни ).
Социализация - это формирование комплекса социального поведения. Период с 21 по 49 дни (или с 3 по 7 недель) - это период социализации щенка среди собак, когда он учится использовать видоспецифичное поведение, позволяющее общаться с другими собаками. Чтобы развились все признаки, заложенные в его генах, все это время щенок обязательно должен оставаться в гнезде с матерью и однопометниками. В этот период он воспринимает облик себе подобных, то есть своей породы. Именно поэтому, когда собака вырастает, она обычно предпочитает общаться именно с представителями своей породы. В течение этого периода он научится использовать специальные позы тела, мимику морды и звуки для общения с собратьями, поймет, какое влияние они оказывают на однопометников, мать и других собак, с которыми он контактирует. Он обучается различным видам поведения, присущим собаке.
В игре он познает окружающий мир: игры в охоту, имитирующие погоню и нападение на добычу, учат его согласованности и координации движений; он учится ритуалу приветствия при встрече собак; игры в борьбу учат его тому, как использовать свое тело, позы и мимику , чтобы вызвать различную реакцию у собратьев. Например, если у играющих щенков возникает конфликт, щенок учится тому, что поза подчинения предотвращает агрессию собрата. В играх щенки часто делают садки друг на друга, лишенный подобных игр выросший в изоляции кобель с трудом учится спариваться, а может даже вообще не обращать внимание на течных сук.
Кроме того, в течение этого периода щенок получает одни из самых важных уроков в своей жизни - он учится признавать дисциплину. Этому щенков учит мать. Она дает им понять, какое поведение неприемлемо; учит их не кусаться слишком сильно. Когда заканчивается период молочного вскармливания, она уже не подпускает их к соскам. Эти упражнения поучительны для щенков. К сожалению, среди заводчиков бытует ошибочное мнение, что если сука начала огрызаться на щенков, то она уже не хочет быть с ними, на самом деле это не так, она просто начинает их воспитывать. Если щенки не получат этих уроков, то их потом будет трудно приучить к дисциплине.
Как же собака-мать воспитывает своих щенков? Когда с ее точки зрения щенок совершает какой-то проступок, - возможно он приближается к ней слишком близко как раз в тот момент, когда она не хочет, чтобы ей надоедали,- она сначала предупреждает его многозначительным взглядом, который часто сопровождается еле заметным наморщиванием носа или подергиванием губы. Если щенок еще не усвоил значение этого взгляда или он слишком упрям, он будет продолжать недозволенные действия. Тогда мать громко рыкнет на непослушного щенка и даже прикусит его зубами, заставляя подчиниться. Этот покус, как правило, не бывает настолько сильным, чтобы травмировать щенка, но такой урок он запоминает надолго. Он тотчас же в испуге переворачивается на спинку, жалобно пища и моля о пощаде. Мать сразу прекращает наказание и принимает благодушный вид, показывая щенку, что если он будет послушен, то она всегда будет доброй и ласковой матерью. Инцидент заканчивается так же быстро, как и возник.
Щенок получает сразу несколько важных уроков - он учится распознавать специфическую мимику, предшествующую агресии со стороны матери; понимает, что в жизни необходимо подчиняться и соблюдать дисциплину; учится принимать позу подчинения и узнает, что таким образом можно остановить агрессию. Для последующей дрессировки особенно важно то, что он приучается соблюдать дисциплину. Научившись безоговорочно подчиняться своей матери, щенок впоследствии будет так же подчиняться и своему будущему хозяину. В течение этого периода социализации начинает складываться характер общения щенка не только с особями своего вида, но и с людьми, а так же с домашними животными, если они его окружают.
Период с 21 по 49 дни жизни - это такое время, когда щенок учится поведению, которое делает его полноценной собакой. Если лишить его такой возможности, он уже никогда не сможет полностью воспринять эти уроки, и станет изгоем собачьего племени, так как не сможет хорошо понимать своих собратьев, а они не смогут понимать его.
Щенки, которых взяли из родного гнезда слишком рано часто бывают слишком нервными, беспричинно лают, их трудно дрессировать, так как они не знают, что такое дисциплина. Они могут быть агрессивными по отношению к другим собакам, иногда даже не способными к размножению. Щенок, отлученный от матери до семинедельного возраста не может полностью реализовать свой генетический потенциал как собака и как компаньон для человека.

оля 72
27.02.2010, 23:07
Период социализации среди людей ( 7-12 недель ).
Приблизительно после сорок девятого дня жизни, когда уже закончилось формирование нервной системы, складывается привязанность собаки к человеку. Именно поэтому самое лучшее время для того, чтобы приучить щенка к новому дому и познакомить его со всем тем, что будет играть важную роль в его жизни - это период с 7 по 12 неделю.
Если щенок останется с матерью и братьями намного дольше семи недель, то он вырастет слишком ориентированным на собачью жизнь. Он будет равнодушен к своей новой человеческой семье, его будет трудно дрессировать.
Он должен проводить как можно больше времени с вами и членами вашей семьи, иметь возможность общения с другими людьми и собаками. Если ему предстоит общаться с детьми, сделайте так, чтобы он приобрел положительный опыт общения с ними именно в этот период. Обязательно приучите его к поездкам в автомобиле или общественном транспорте, а так же к прогулкам по людным улицам и к городскому шуму. Собака, которая впервые попадает в город в более старшем возрасте, например в том случае, когда ее выращивают на даче, иногда очень болезненно переносит смену обстановки и может проявлять трусость, с которой очень трудно бороться. Или с ней все время гуляют в одном и том же тихом дворике, тщательно оберегая от контактов с людьми и собаками. В результате пес боится резких звуков, прохожих, увидев незнакомую собаку, бросается наутек, или наоборот, затевает с ней драку. То же самое относится и к собакам, выращенным в питомниках; выращенные в информационно обедненной среде, они плохо адаптируются к новым условиям, трудно дрессируются, и ,кроме того, недостаточно ориентированы на человека. Такая собака может блистать на экстерьерных рингах, хотя для этого необходимо, чтобы она прошла курс выставочной дрессировки и достаточно рано получила опыт участия в выставках. Но хорошая рабочая собака из нее вряд ли получится.
Чем разнообразнее будет в этот период обстановка, окружающая щенка, тем лучше для развития его психики; при этом, конечно надо иметь чувство меры и не перегружать щенка.
Электроэнцефалограммы, снятые в семинедельном возрасте, показывают, показывают, что мозг таких щенков не отличается от мозга взрослых собак . Способность к концентрации и вниманию у них еще не так развита, как у взрослых, но в этом возрасте они обучаются наиболее успешно. Обучение в этом возрасте происходит постоянно, причем если вы не будете его обучать, он все равно обучится, только совсем не тому, чему бы вы хотели его научить, например подбирать с земли корм, тянуть вас при вождении на поводке, игнорировать ваши команды и т.д.
Поэтому это самое подходящее время для того, чтобы начинать занятия по курсу послушания. Пока щенок не успел научиться нежелательному поведению, пока он еще не достиг размеров взрослой собаки и с ним легко справиться, нужно начинать его обучение. Однако в этом возрасте лучше максимально использовать положительное подкрепление и не перегружать щенка - занятия должны быть непродолжительными и чередоваться с игрой.
Период страхов ( от 8 до 12 недели ).
В этот период нужно избегать любых ситуаций, которые могут травмировать щенка, так как в это время его психика особенно чувствительна к воздействиям, вызывающим страх, боль. Стресс, пережитый им в этот период, может иметь очень неприятные последствия и осложнить дальнейшую жизнь собаки. Сильный страх, испытанный в этом возрасте в какой-либо ситуации может, может сохраниться у животного и во взрослом возрасте. Поэтому постарайтесь свести к минимуму все, что может вызвать у щенка сильное потрясение: визиты к ветеринару, поездки в неизвестном щенку ранее транспорте, общение с большими злобными собаками; если предстоит купирование ушей, его лучше провести до или после этого периода. Если вы посещаете дрессировочную площадку, то следите, чтобы занятия и общение с собаками не травмировали щенка.
Вообще в течение первого года жизни вашего питомца вы часто будете замечать, что он чего-нибудь боится. Постарайтесь чем-нибудь отвлечь щенка или дать ему постепенно изучить объект страхов, но ни в коем случае не заставляйте щенка подходить к предмету, которого он боится. Через некоторое время страх постепенно пройдет.
Период классификации по старшинству ( 13 - 16 недель ).
В этом возрасте щенок впервые начинает выяснять, кто же является “вожаком стаи”. Если он пытается кусаться, даже как будто бы в игре, то это уже первая робкая попытка доминировать.
Собака - общественное животное, она инстинктивно стремится соблюдать законы стаи, а живя в семье, она считает ее своей “стаей” и люди для нее всего лишь странные двуногие собаки. Один из законов заключается в том, что в стае обязательно должен быть вожак, которому подчиняются все остальные члены стаи. Собаке просто необходимо выяснить, кто же является вожаком вашей “стаи”. Если это место не займете Вы, то это сделает ваша собака. Одни животные очень упорно стремятся к лидерству, у других это менее выражено, но любая собака нуждается в том, чтобы ей четко объяснили, кто в доме хозяин. Если собака считает себя главной, то в лучшем случае она просто не будет вас слушаться, а в худшем будет кусать вас и других членов семьи. Особенно склонны к доминированию над владельцами собаки таких пород, как ротвейлер, среднеазиатская, кавказская, южнорусская овчарки, мастифы Старого и Нового света и многих других.
Окончательно отношения доминирования-подчинения складываются после того, как собака окончательно повзрослеет, после достижения ею половой зрелости, то есть не ранее 8-10 месяцев, а для крупных пород после 12-16 месяцев и старше. Но если щенок с детства привык подчиняться, то можно избежать серьезных неприятностей, связанных с выяснением отношений с уже подросшей собакой. К сожалению, сейчас не редкость владельцы, которые задумываются о дрессировке собаки уже после того, как она успела перекусать всю семью, и им далеко не всегда удается помочь. Гораздо лучше, если уже в возрасте 3-4 месяцев Вы начнете заниматься со щенком, ведь упражнения курса послушания прекрасно укрепляют ваш статус лидера по отношения к собаке. Этот период очень важен для того, чтобы ваши дальнейшие отношения с взрослеющей собакой складывались без серьезных проблем.
Развитие щенка после рождения. Поздние критические периоды.
Сроки этих критических периодов могут сильно зависеть от размеров собаки. Представители мелких пород взрослеют значительно раньше, чем крупные собаки, поэтому и чувствительные периоды у них обычно проходят в более раннем возрасте и могут быть короче.
Период, когда у щенка возникает желание убежать ( от 4 до 8 месяцев ).
Период, когда возникает инстинкт убегания, обычно приходится на промежуток между 4 и 8 месяцем жизни собаки. Он продолжается от нескольких дней до нескольких недель. В это время щенок становится более самостоятельным, начинает с интересом изучать окружающий его мир. В один прекрасный день он вдруг откажется подойти на Ваш зов, делая вид, что не слышит Вас. То, как Вы поведете себя в это время, имеет огромное значение для будущего собаки. Вырастет ли она послушной и будет всегда подходить по первому зову, или нет. К сожалению, далеко не все вла-дельцы знают, как поступить, когда щенок перестает подходить на зов, их ошибки отражаются на поведении уже подросшей собаки и возникают проблемы, которых можно было бы легко избежать. Все это, конечно, исправимо профессиональным дрессировщиком, но потребует времени, сил и денег.

оля 72
27.02.2010, 23:07
Часто можно наблюдать такую картину: щенок, который еще вчера с готовностью подбегал к своему хозяину, как только слышал, что его зовут, неожиданно перестает реагировать на команду. Удивленный владелец зовет снова и снова, постепенно выходя из себя, потом он пытается догнать и поймать щенка, но тот находит игру очень веселой и во всю прыть улепетывает от уже совершенно разъяренного хозяина. Через некоторое время утомленный пес все-таки подходит к нему и бывает наказан, с точки зрения владельца, вполне заслуженно. Но только почему-то после такого воспитания собака убегает все чаще и чаще, все дольше и дольше не дает себя поймать. Попробуем посмотреть на ситуация глазами собаки. Она извлекает из случившегося такой урок: “Если убежать от хозяина, то можно весело поиграть с ним в “салочки”, только нужно как можно дольше не подходить к нему близко, потому, что когда я подхожу, он меня наказывает”. Щенок связывает наказание именно со своим последним действием, то есть с подходом к хозяину.
Как же вести себя, когда пес не откликается на зов? Прежде всего не пытайтесь его догнать, а попробуйте сами убежать от него. У собаки появится инстинктивное желание догнать убегающего хозяина.
Если это не подействовало, вызовите у щенка интерес, сделайте вид, что нашли что-то интересное, поиграете с палочкой или мячи-ком. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте его, когда он уже подошел к Вам. С подходом к хозяину должны быть связаны только положительные эмоции. Приласкайте щенка, угостите лакомством, поиграйте с ним. Зная, что его ждет что-то приятное он с радостью будет подходить к Вам.
Но... Однажды возникнет что-то, что привлечет его больше. Поэтому в этот период необходимо отработать команду “Ко мне” на поводке, не забывая о поощрении. После этого, если потребуется, можно некоторое время пользоваться длинной веревкой; бросать в собаку, если она отказывается подходить, различные предметы (например связку ключей или строгий ошейник ); существует еще электрошоковый ошейник, но не пользуйтесь им самостоятельно, без консультации профессионального дрессировщика.
Так Вы добьетесь беспрекословного подхода собаки по команде независимо от ее настроения. “Ко мне” - одна из главных команд, команда-приказ, от ее выполнения может зависеть даже жизнь собаки, не говоря уже о том, что необученную собаку просто опасно отпускать с поводка в условиях города. Так что, пока у нее не закрепилась привычка игнорировать Ваши команды, поспешите заняться дрессировкой. В этот же период у щенка молочные зубы меняются на постоянные, возни-кает зуд в деснах, который заставляет его все время что-нибудь грызть, и если Вы не предложите ему подходящие для этой цели предметы, вроде резиновых игрушек, специальных ароматизированных косточек ( продаются в зоомагазинах) или морковки, то он обязательно съест ваши любимые туфли. Если это все-таки случится, постарайтесь сохранить спокойствие и не наказывайте щенка, так как это бессмысленно. Во-первых от этого у не пропадет физиологическая потребность постоянно что-то грызть, а во-вторых он скорее всего не поймет, за что же его наказывают и будет бояться Вас.
Второй период страхов ( от 6 до 14 месяцев ).
Этот период называют также периодом боязни новых ситуаций. Он не так четко определен, как первый период страхов, который имеет место между 8 и 11 неделей жизни, и может несколько раз повторяться в процессе взросления собаки. Поведение юной собаки резко изменяется. Она может внезапно отказаться подходить к какому-то новому для нее предмету или испугаться чего-то хорошо знакомого. В такой ситуации обращайтесь с животным терпеливо и спокойно, приободрите его голосом, погладьте. Но не увлекайтесь, ведь собака может решить, что Вы хвалите ее за то, что она боится. Просто пусть она чувствует, что хозяин рядом, и он не проявляет никакого беспокойства. Не заставляйте ее насильно подходить к предмету, вызвавшему страх, но и не допускайте панического бегства. Обычно если щенок доверяет хозяину и видит в нем “вожака стаи”, он и не стремится отбегать от него. Подождите немного, и ваша уверенность передастся собаке, страх постепенно пройдет.
Обычно этот период совпадает по срокам с посещением дрессировочной площадки, поэтому особенно внимательно надо следить за тем, чтобы занятия и общение с собаками не вызывали у щенка страха, так как любое состояние тревоги собака четко связывает с определенной ситуацией или местом. Если дрессировочная площадка, скопления людей и собак будут вызывать у нее отрицательные эмоции, это обязательно скажется на успехах в занятиях и выставочной карьере. Постарайтесь сделать так, чтобы собака шла на площадку с удовольствием, и лучше, если Вы начнете ее посещение до того, как у щенка начнется этот период страха перед новыми ситуациями. Если же Вы начинаете занятия после того, как ему исполнится 6 месяцев, необходимо тщательно выбирать методики дрессировки, чтобы не вызвать у щенка тревоги и беспокойства.
Щенок становится взрослым ( от 1 года до 4 лет ).
Зрелость у собак наступает в различные сроки, в зависимости от породы. Представители очень крупных пород продолжают расти и развиваться до 4-летнего возраста, средних - до 1,5 - 3 лет, мелких - до 1 года. Половая зрелость наступает раньше, чем прекращается рост собаки.
В этот период она сильно меняется физически и психически, с наступлением половой зрелости ( для разных пород от 8 до 15 меся-цев ) включаясь в структуру взрослых взаимоотношений. В этом возрасте часто усиливается агрессивность животного, в этом есть свои положительные и отрицательные стороны. Теперь собака начинает четко различать “своих” и “чужих”, признавая лишь узкий круг людей, который она считает своей “стаей”. Еще недавно дружелюбный ко всем пес начинает злобно лаять на посторонних и может укусить. Просыпаются заложенные в генах инстинкты охраны территории и членов своей “стаи”, которые используются в охранной дрессировке. Именно поэтому ее нужно начинать в том возрасте, когда собака психологически готова к ней.
Внутри своей “стаи” пес тоже может проявить агрессивность, стараясь занять место “вожака”. Пытаясь стать лидером, он будет навязывать Вам свою волю. Это абсолютно нормально, и нужно быть готовым к тому, чтобы в нужный момент со всей определенностью дать ему понять, кто из вас начальник, а кто подчиненный. Лучшим способом достижения лидерства является дрессировка, так как она содержит много приемов подчинения. Поэтому в период, когда Ваши отношения с повзрослевшей собакой складываются окончательно, и она старается проверить Ваши способности “вожака стаи”, занимайтесь с ней регулярно. Добивайтесь от собаки беспрекословного послушания, не забывая при этом о вознаграждении за выполненные команды. Это позволит избежать серьезных конфликтов с животным, но если случилось так, что они все-таки возникли, обращайтесь за помощью к профессионалам.